воскресенье, 22 июня 2014 г.

РЕБЕНОК БОИТСЯ МЫТЬ ГОЛОВУ. ЧТО ДЕЛАТЬ? (материал взят с сайта http://semya-vmeste.ru/ne-slushay-mamu/)



Ребенок боится мыть голову. Что делать?
«У нас такая проблема: нашему ребенку 2,5 года, зовут Максим. С детства боится мыть голову, в воде (в ванне, в тазу) даже не присаживается, только стоит. В последнее время просто криком кричит, когда мою голову, пробовали вместе в ванной сидеть, сейчас приспособились так: муж садится в ванну берет сына садит его на колени, наклоняет его к себе и я начинаю мыть, на лицо и в уши вода не попадает, но он все равно плачет, кричит и весь трясется. Пробовали чаще мыть не помогает, реже мыть не помогает, сейчас моем голову 1 раз в 1,5 недели. В ванной всегда кладем игрушки, разговариваем. Может есть какое-то решение, которые мы не видим и не пробовали, очень хочется, чтобы Максим приятно проводил время, принимая ванну, а не на каторгу шел. Я его только в ванну завожу, он уже начинает хныкать. Хотя когда я его подмываю, в ванной под краном, он с водой играет с удовольствием. Наталья» 
Здравствуйте, Наталья! Я Вас понимаю, сложно сохранять спокойствие, когда ребенок так реагирует на мытье головы. И конечно, хочется ему помочь. Я сама столкнулась с этой же проблемой с обоими детьми. И нам удалось ее решить (ниже я опишу, каким способом).
Вы написали, что сейчас приспособились мыть так, что вода в глаза не попадает. Но если раньше попадала, у ребенка остался страх, с которым он сам пока справиться не может. Вашему сыну уже 2,5 года и можно попробовать с ним поговорить, озвучить его страх. Ваш разговор может происходить примерно в таком ключе (за основу взят мой разговор со старшей дочкой, когда она еще боялась мыть голову):
- Максим, сегодня вечером надо будет помыть голову.
- Нет! Не хочу!
- Сыночек, у тебя грязные волосы, надо помыть голову.
- Нет! (начинает хныкать или плакать).
- Я понимаю, ты боишься (пауза). Ребенок может заплакать еще громче. Ты не любишь мыть голову (пауза). Тебе не нравится, когда вода попадает в глазки и в ушки и тебе ничего не видно (пауза). Ты хотел бы вообще не мыть голову. Я понимаю… Я тоже хочу, чтобы вода не попадала тебе в ушки и глазки и ты не боялся… 
То есть мы признаем страх ребенка. Мы показываем, что понимаем его. Не надо говорить такие фразы: «Ничего страшного в этом нет! Не надо бояться! Это не страшно! Глупости какие!». Лучше всего во время разговора обнимать ребенка и говорить сочувствующим голосом. Постарайтесь проникнуться его эмоциями, и действительно посочувствовать. Позвольте ему выплакаться у Вас в объятиях. Во время озвучивания чувств ребенок может или с вами соглашаться, или просто плакать (без злости). После проговаривания можете
посидеть вместе молча и просто обнимать ребенка, пока он плачет.
Потом, когда Вы чувствуете, что слезы заканчиваются и он постепенно успокаивается, можно сказать заговорщическим тоном: «Сынок, я придумала, как сделать так, чтобы вода тебе не попадала. Я меня есть потрясающая идея! Теперь вода не будет попадать тебе в глазки! Я понимаю, как тебе не нравится, когда вода льется на лицо, поэтому мы с папой придумали, как сделать так, чтобы этого не было. Давай попробуем, а?». И действительно, предложите то, что Вы пока еще не пробовали.
Какие же есть способы сделать так, чтобы вода не попадала ребенку в лицо? 
1. Одеть ребенку очки для плавания.

2. Одеть ободок для купания

3. Дать ребенку полотенце (желательно сложить потолще), чтобы он сам закрывал лицо. Этот способ помог мне с младшим сыном. Он держит полотенце и сразу вытирает лицо, чуть только капнет вода.
4. Смывать шампунь не душем, а поливать из ковшика/кувшина/кружки. Есть даже специальные кружки для мытья головы.
5. Проигрывать на куклах/игрушках мытье головы. Можно сначала проиграть, что мишка очень боится мыть голову, так как вода попадает ему в глазки. Но ведь мишка очень любит гулять и на улице шерсть пачкается. Поэтому мыть голову все-таки надо. Как же ему помочь? Мы будем стараться мыть очень аккуратно, так, чтобы водичка в глазки не попадала. После этого мишка очень доволен и теперь не боится мыть голову (это краткий примерный сценарий, конечно же, возможны вариации). 
6. Научить закрывать глазки крепко-крепко и зажимать ушки, а потом наклонять головку назад. Именно этот способ помог мне договориться с дочкой и с этого момента мы стали спокойно мыть голову. Важный момент: когда ребенок наклоняет голову обратно, то с головы начинает течь вода в глаза — этот момент надо предусмотреть заранее и сразу дать ребенку полотенце вытереть лицо.  
После того, как удалось помыть голову и не намочить глазки, обратите на это внимание малыша: «Смотри, сынок, мы помыли голову, а глазки сухие! Правда, здорово? Какие мы молодцы!»
Мы рассмотрели основные способы помочь ребенку спокойно купаться и мыть голову, которые помогли мне и моим клиентам. Если вы знаете какой-то еще действенный способ, поделитесь, пожалуйста, им в комментариях!
Веселого вам купания! 
Алёна Николаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий