понедельник, 9 июня 2014 г.

УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ НОРМАНА РАЙТА "КАК ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ УСЛЫШАЛИ"


Большинство родителей задает своим детям слишком много вопросов, на которые не существует удовлетворительных ответов. Посредством своих вопросов мы на мы на что-то намекаем или предполагаем, что дети уловят их суть и ответят нам так, как мы того хотим. Общение не строится подобным образом. Любой вопрос вы можете задать и сформулировать так, что в нем отчетливо будет слышно, чего вы хотите. Вы можете назвать его заявлением, просьбой, приказом либо чем-либо еще. Он может быть задан вежливо, кратко и решительно. Если вы говорите: "Пожалуйста, больше не трогай этого", ребенок слышит: "Это то, чего я хочу. У тебя нет выбора - никакие возражения не принимаются. И если ты не послушаешься, это повлечет за собой последствия". Существует разновидность отрицательных вопросов, которые обладают аспектом, заранее обрекающим на провал. О чем говорят следующие вопросы? 
- Не хотелось бы тебе пойти со мной в магазин?
- Не хотелось бы тебе посидеть со мной на диване?
- Не мог бы ты вспомнить, о чем я попросил тебя сегодня?
Видите ли вы 2 проблемных места в этих вопросах? Первое: вопросы не говорят о том, чего на самом деле хотят родители. Второе: каждый вопрос является отрицательным предложением и оставляет ощущение неопределенности. Вы можете отчетливо увидеть это, преобразовав каждый вопрос в утверждение. 
НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ:
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Что я тебе только что сказал?
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Ты сказал не трогай этого больше
РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Не трогай этого больше!
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Все равно трогает
*
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Сколько раз я тебе говорил сделать это?
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Пять, десять, двадцать, кто знает?

РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Перестань пинать ногами стул своего брата!
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Снова пинает стул своего брата
*
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Не мог бы ты ради разнообразия оставить свою сестру в покое?
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Хорошо, а как насчет однообразия?
РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Не мешай своей сестре читать, оставь ее в покое!
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Продолжает мешать сестре.
*
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Ты не хочешь доесть свою кашу?
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Нет, я терпеть не могу кашу!
РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Доедай свой завтрак!
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Продолжает смотреть в тарелку
*
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Не ты ли хотела, чтобы мы сходили в кино?
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Да, я
РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Веди себя тихо и не мешай окружающим людям
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Продолжает разговаривать и вертеться
*
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Может быть, ты скажешь "спасибо"
РЕБЕНОК ДУМАЕТ: Может быть
РОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВВИДУ: Скажи спасибо этой доброй тете
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ: Ничего не говорит
Выше перечислены 6 примеров неправильных вопросов. Обратите внимание на то, как ребенок мысленно реагирует на заданный вопрос, что этим вопросом хочет сказать родитель, а также на то, что в конце концов делает ребенок.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий