суббота, 22 марта 2014 г.

ЭТА БЕСЕДА ДОКТОРА ДОБСОНА С ПОДРОСТКАМИ (отрывки беседы), В КОТОРОЙ ПОДРОСТКИ САМИ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ ОПЫТОМ И МНЕНИЕМ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОПАДАНИЯ В ПЛОХИЕ КОМПАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРКОТИКАМИ, ЧТО ДВИЖЕТ ИМИ. ИНТЕРЕСНО ТАКЖЕ В ЭТОЙ СТАТЬЕ И ТО, ЧТО САМИ ДЕТИ ПРИЗНАЮТСЯ: ЕСЛИ БЫ ОНИ ПОДЕЛИЛИСЬ СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ С РОДИТЕЛЯМИ, ВСЕ БЫЛО БЫ НЕ ТАК ПЛОХО...


Елена: Я пыталась решать свои проблемы неправильным способом - я старалась подружиться с популярными людьми. В моей школе было две таких группы. Одна группа проводила все время на вечеринках, они приходили домой поздно и лгали родителям; а другая группа старалась быть более ответственной. Они считали, что легкомысленное поведение не очень поможет в дальнейшей жизни. Но мне было нелегко выбрать между этими друзьями. В начале десятого класса я старалась дружить и с теми и с другими, и не знала, куда повернуть. В группе непослушных ребят было больше человек, чем в группе ответственных. И я не хотела, чтобы надо мной смеялись, чтобы меня отвергли, чтобы меня считали странной. Я просто стояла на распутье, не зная как быть. 
Д-р Добсон: Ты чувствовала на себе давление, которое побуждало тебя сделать то, что ты считала неправильным? 
Елена: Да! Именно в этом году я чувствовала на себе давление, оно действительно огромное. 
Д-р Добсон: И это давление может заставить тебя вредить самой себе. Я думаю, например, что наркомания в нашей стране в основном распространяется из-за давления, о котором говорила Елена. Ребят привлекают не сами наркотики - беда в том, что им не хватает мужества порвать с плохой компанией. А остальным из вас приходилось делать подобный выбор? 
Дарелл: Мне пришлось решать, подчиняться или нет «правилам» моих сверстников в школе. Я знал, что если я не буду делать то, что делают все, я буду «чужаком». 
Д-р Добсон: Дарелл, приведи нам пример того, о чем ты говоришь. Каким правилам ты должен был следовать?
Дарелл: Ну например, правилу «быть крутым». Нужно было не показывать свои чувства, потому что люди могли бы найти, над чем посмеяться. Но были и другие правила почти во всех сферах. 
Д-р Добсон: А как насчет одежды - группа говорила, что тебе носить? Дарелл: Да. 
Д-р Добсон: И как говорить? 
Дарелл: Да. 
Д-р Добсон: И каким жаргоном пользоваться? 
Дарелл: Да. Получалось, что со временем ты сам себя убеждал в том, что хотел именно этого. Я имею в виду, что даже в голову не приходило, что ты подстраиваешься, казалось, что тебе просто тоже нравятся джинсы Levi's, ботинки и свитера, которые носят все. Но когда стили меняются, начинаешь понимать, что всем этим движет какая-то другая сила. Эта сила - групповое сознание.
Д-р Добсон: А как насчет наркотиков? Вам кто-нибудь когда-нибудь предлагал наркотики? 
Елена: Мне да, в средней школе. У нас была специальная доска объявлений, и библиотекарь повесила на ней плакат о вреде наркотиков. Когда я читала его, кто-то подошел ко мне и сказал: «Выглядит заманчиво, не правда ли?» И прямо там они предложили мне свой товар! В то время (это было в седьмом классе) я не очень разбиралась в лекарствах, и рассказала об этом маме. Она была в ужасе и сказала: «В мои годы такого не было». Она всегда говорит что-нибудь подобное. 
Д-р Добсон: Вам не кажется, что сейчас труднее быть подростком, чем раньше? 
Елена: Да. 
Д-р Добсон: Всегда существовало определенное давление на молодых людей, а теперь наркотики и другие опасности делают положение еще более серьезным. Цесли, тебе когда-нибудь предлагали наркотики, или, может быть, ты видела, как ими пользуются?
Цесли: Нет, я никогда не дружила с подобными людьми. Я всегда была в тихой компании. Пейдж: Елена сказала, что ее мама даже не поверила, что наркотики можно достать прямо в школе. Моим родителям тоже трудно в это поверить. Но наше общество изменилось. Появляется новая мода на что-нибудь, и все готовы сходить с ума. Но меня волнует, что же будет снами, когда мы вырастем, и у нас появятся свои дети. Как мы сможем воспитать детей, если мы принимали наркотики и делали то, что не следовало делать? Какой ответ мы дадим своим детям? 
Д-р Добсон: Это хорошие вопросы, Пейдж, потому что это время скоро придет. Вы сами будете стараться удержать своих детей от ошибок, которые сейчас беспокоят ваших родителей. 
Цесли: Я думаю, что большинство наших проблем связаны с тем, что мы мало разговариваем со своими родителями; мы все носим в себе и не хотим поделиться с теми, кто мог бы нам помочь. Мы делимся со своими друзьями, у которых такие же проблемы, но они не могут ответить нам и не знают, что сказать. Например, Елена поговорила с мамой. Возможно, это самое лучшее, что она могла сделать. Я бы не могла сказать своим родителям ничего подобного, потому что они просто взорвались бы и обозлились на школу. Но я думаю, что очень важно иметь такие взаимоотношения с родителями,
при которых можно было бы говорить с ними открыто и не бояться их реакции. Они могут дать очень полезные ответы. 
Д-р Добсон: Уже двое из вас заговорили о разговоре с родителями. А что остальные? Дарелл, а ты мог разговаривать со своими родителями?
Дарелл: У меня не было возможности поговорить с ними, потому что для меня наркотики никогда не были проблемой. Но я согласен, что взрослые могут помочь нам справиться с нашими трудностями, если они «включаются» в них. Но иногда они и не знают, что происходит. Например, в девятом классе у меня была учительница, «оторванная» от реальности. Как-то раз мы сидели на уроке, и вдруг потянуло сладковатым и терпким запахом марихуаны, причем ошибиться было невозможно. Он проник в наш класс, и все сразу поняли, что это такое, кроме учительницы. (Смех.) Мы переглядывались, едва сдерживая смех, но учительница невозмутимо перебирала тетради, как вдруг она подняла голову и сказала: «Ой! Что это так вкусно пахнет?» Все засмеялись, а она даже не поняла, почему. Она принадлежала к тому типу учителей, которым и в голову ничего подобного не приходит. Но сейчас в нашей школе дела обстоят лучше. Теперь у нас проводится большая программа по борьбе с наркотиками, но даже этого недостаточно. 
Д-р Добсон: А как вообще родители относятся к тому, что тебя волнует, Дарелл? Ты можешь поделиться с ними своими чувствами? Давай вернемся к тому неприятному вечеру, когда ты вернулся с пляжа. (Кстати, и я пережил нечто подобное.) Вернувшись домой, ты поговорил со своими родителями о случившемся?
 Дарелл: Да, я поговорил с отцом. Мои родители выросли в очень строгой христианской среде, и мама по-прежнему... ну, я не хочу сказать- ограниченная, просто у отца было больше опыта, поэтому он лучше понимает. Он священник и знает, как разговаривать с людьми, имеющими проблемы. Он посоветовал мне не слишком обращать внимание на все эти насмешки и помог мне понять их. И знаете что? Я понял, что частично сам навлек на себя эти насмешки. Я носил смешную одежду - даже не смешную, а глупую. (Смех.) Между двумя этими понятиями есть разница. Можно дать повод людям посмеяться над тобой, именно это я и сделал. Как вы понимаете, я избавился от этой одежды на следующий же день. 
Д-р Добсон: Человек постепенно учится не давать поводов смеяться над собой. После того, как ему достанется несколько раз, он усвоит, что «опасно», а что нет. Пейдж? 
Пейдж: Иногда мне кажется, что мне проще говорить с отцом, чем с матерью. Я думаю, в основном это из-за того, что он сам был когда-то мальчиком и понимает те ситуации, в которых я оказываюсь. Он всегда советует мне правильно выбирать друзей. 
Д-р Добсон: А тебе приходилось выбирать между двумя группами, как это было у других? 
Пейдж: Да, и это важный выбор. Некоторые из моих друзей попали в плохую компанию, они очень быстро отошли от Бога и стали вести мирскую жизнь. Я очень рад тому, что попал в хорошую компанию, и со мной не случилось всего этого.
Д-р Добсон: Ну что ж, Пейдж, твое замечание затронуло очень важную тему. Все мы испытываем на себе влияние со стороны других людей. Даже взрослые испытывают на себе давление общественного мнения. Именно поэтому критически важное решение связано с тем, каких друзей вы выбираете. Если вы выбираете плохую компанию, на вас будет оказано плохое влияние. В этом нет сомнений. Лишь немногие люди уверены в себе настолько, чтобы выдержать критику со стороны друзей. 
Елена: Я хочу сказать, что некоторые замечательные люди не обязательно бывают популярными. Я встречаюсь с мальчиком, прикованным к инвалидной коляске. Он замечательный человек, это удивительная личность. Некоторые относятся ко мне с презрением из-за того, что я с ним встречаюсь. Мне говорят: «Зачем ты встречаешься с ним, когда можешь встречаться с кем-нибудь нормальным?» Я думаю, это несправедливо. Пейдж: Я тоже так думаю! Но я чувствую на себе такое же давление, когда хочу пригласить девушку на свидание. Я знаю, что некоторые из моих друзей сочтут ее недостаточно привлекательной. От этого я себя не очень хорошо чувствую, понимаете? 
Цесли: Я совсем недавно поняла, как много значит личность человека. Про себя я всегда думаю так: «Что, если я выйду замуж за этого человека? Как он будет реагировать на проблемы, с которыми мы столкнемся? В то время мне будет не так важно, как выглядит этот человек. Кроме того, он все равно состарится». (Смех.) 
Д-р Добсон: Это не очень утешительный прогноз, хотя это так! Ты права, Цесли. Я знал девушку, которая вышла замуж за лучшего волейболиста школы, потому что он был настоящим спортивным героем. Однако, десять лет спустя никто не помнил, как его приветствовала толпа. О нем знали лишь одно - что он не может обеспечить свою семью, что он не умеет принимать решения, бьет своих детей и кричит на жену. Как ты сказала, Цесли, нужно заглядывать в будущее и стараться предугадать, на что будет похожа жизнь с тем или иным человеком. 
Дарелл: Я сейчас попал в интересную ситуацию. Кажется, недавно я учился в средних классах, а теперь моя младшая сестра уже ученица средних классов, и вчера вечером она очень расстроилась, когда узнала, что, возможно, в следующем году ей придется ходить в другую школу. Она говорила мне о своих переживаниях, а я говорил ей то, что мы обсуждаем сегодня. Когда я отвечал ей, то спросил себя: «Что я делаю? Это эхо трехлетней давности. Я - наш отец, а она - это я». (Смех.) Такое впечатление, что слова отца, пройдя через меня, возвращались к ней. Я понимал, что ее проблемы не так серьезны, потому что сам прошел через это, и думал: «Как она не видит, что я даю ей самые простые ответы в мире?» Но когда я сам был в такой ситуации, то сначала никак не мог понять, что же мне толкует отец.
Д-р Добсон: Чтобы понять, нужно сначала испытать это самому, да? Таким же образом эта кассета может быть загадкой для читателей в возрасте от десяти до двенадцати лет, которые еще не испытывали переживаний, которые мы описываем. Вы можете не совсем понимать то, о чем мы говорим, но когда с вами это случится, вам покажется, что в голове у вас загорелась лампочка. Вы вспомните эту кассету и нашу беседу об ощущении неуверенности. Когда это с вами случится, вспомните, что вы обладаете огромной ценностью как человеческая личность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий