понедельник, 21 апреля 2014 г.

ВОПРОС - ОТВЕТ ИЗ КНИГИ ДЖЕЙМСА ДОБСОНА "НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК" (вопросы о непослушании детей разных возрастов и что делать с этим)


Вопрос: Я никогда не бываю вполне уверенной в том, правильно ли я реагирую на поведение моих детей. Можете ли вы привести несколько характерных примеров плохого поведения ребенка, которого следовало бы наказать, и еще какие-нибудь примеры, когда проступок ребенка можно либо проигнорировать, либо вообще не наказывать, а действовать как-то иначе?
Ответ: Конечно. Позвольте мне привести несколько примеров, причем я хочу рассказать о детях разного возраста. Но попробуйте сначала сами решить, как бы вы поступили, не читая моих соображений по этому поводу. (Большинство из этих сюжетов представляют собой реальные события, о которых рассказали мне сами родители.)
1. Я очень расстроена: мой двухлетний сынишка не может тихо и спокойно посидеть в церкви. Он прекрасно знает, что ему не следует шуметь, но тем не менее он стучит своими игрушками по спинке скамейки и время от времени принимается пронзительно вопить. Нужно ли мне его отшлепать, чтобы он так не буйствовал?
Мой ответ:
Мать, задавшая мне этот вопрос на одном из моих семинаров, обнаруживает просто плачевное непонимание детской психологии. Большинству двухлетних малышей сидеть тихо и в бездействии в церкви равносильно тому, чтобы переплыть Атлантический океан. Они суются во все дыры, не сидят ни секунды в покое - и так весь день. Нет, такого ребенка наказывать не следует. Самое лучшее - это оставить его с кем-нибудь дома: пусть он возится себе там и не мешает богослужению (если у вас, конечно, нет специальной группы для таких детей в церкви - примечание автора блога)
2. Мой четырехлетний сын пришел домой и сказал, что он видел льва на заднем дворе. Он вовсе не шутил при этом и изо всех сил пытался убедить меня, что это не выдумка, а правда, и ужасно расстроился, когда я не поверила ему. Я бы хотела, чтобы он вырос честным и правдивым человеком. Стоило ли мне отшлепать его за это вранье?
Мой ответ:
Конечно, нет. В головах у детей этого возраста существует лишь весьма эфемерная преграда между фантазией и реальностью, и они часто путают их. То же произошло, когда я взял моего трехлетнего сына в Диснейлэнд. Он был ужасно напуган волком, который подкрадывался к трем поросятам. Райан только взглянул на его острые клыки и завизжал от страха. Мне удалось заснять бесценные кадры, как он карабкается на руки к маме в поисках безопасности. Когда мы вернулись домой, я рассказал ему, что волком был наряжен очень хороший человек, который никому не причиняет вреда. Эта новость принесла моему сыну такое облегчение, что ему хотелось слышать об этом еще и еще. Он говорил: "Пап!"
- Что, Райан?
- Расскажи мне об этом хорошем человеке.
Вы видите, что Райан не в состоянии был уловить разницы между фантастическим персонажем и настоящей угрозой его здоровью и безопасности. Я полагаю, что и история про льва, предложенная в приведенном выше вопросе, не что иное, как результат той же самой путаницы. Ребенку вполне могло показаться, что на заднем дворе бродит лев. Его матери следовало бы продолжить игру, но при этом совершенно ясно показать, что она не верит его рассказу. Она могла бы сказать, например: "Ну и ну, лев на нашем заднем дворе! Надеюсь, это добродушная зверюга. А теперь, Билли, мой руки и иди обедать".
3. Мой шестилетний сын стал вдруг грубить и вести себя вызывающе дома. Он сказал мне: "Отвали", когда я попросила его убрать за собой мусор; он обзывает меня, когда
рассердится. Я не пресекаю этого, так как мне кажется, что каждый эмоциональный всплеск должен найти выход. Согласны ли вы со мной?
Мой ответ:
Я решительно не могу согласиться с этим. Ваш сын прекрасно отдает себе отчет в своем непослушании и просто хочет посмотреть, что еще вы ему позволите выкинуть. Такое поведение, если его не обуздать, будет неумолимо ухудшаться с каждым днем, сопровождаясь еще более неуважительными выходками. Если вы их не пресечете, то можете ожидать самых диких поступков, когда ребенок вступит в пору взросления. Таким образом, ребенка, который вызывающе ведет себя, попирая авторитет и достоинство родителей, наказать просто необходимо, особенно если ему прекрасно известно, что так поступать нельзя.
А теперь о проблеме эмоциональной разрядки. Да, конечно, надо дать ребенку возможность выплеснуть накопившийся гнев, но и это ведь можно сделать, никого не оскорбляя. На полное слез обвинение: "Ты накричал на меня при ребятах. Думаешь, приятно?" - ответить надо спокойно и серьезно. Но родители никогда не должны позволять ребенку говорить: "Ты дурак" или что-нибудь в этом роде. Первое - это нормальное выражение обиды, а второе - уже атака на достоинство и авторитет родителей. По-моему, последнее вредно и для ребенка, и для родителей, а потому это надо пресечь.
4. Мой десятилетний сын все время ставит стакан с молоком прямо себе под локоть и уже разбил по крайней мере шесть штук. Я много раз говорила ему, чтобы он отодвигал стакан подальше, но он не слушает меня. Когда он вчера снова пролил молоко, я вытолкнула его из-за стола и отстегала ремнем. Сегодня мне как-то не по себе из-за вчерашнего. Наверное, мне стоило проявить побольше выдержки?
Мои ответ:
Это очень просто - сказать матери, чтобы она не слишком расстраивалась из-за вчерашнего случая. В конце концов, не мне вытирать лужу. Разумеется, ваш сын не хотел разлить молоко, а наказан он был за свою безответственность. Лучше было бы придумать, как сосредоточить его внимание на этом злосчастном стакане, чтобы он научился отставлять его на безопасное расстояние. Например, вы могли бы вырезать из красного картона что-то вроде "запретной зоны" и прикрепить ее сбоку от его тарелки. Если мальчик подвинет стакан за эту полосу, ему придется помогать мыть посуду после ужина. Я гарантирую вам, что он станет менее забывчивым. В самом деле, это небольшое ухищрение, вполне возможно, заставит его внимательнее следить за положением стакана даже после того, как "граница" будет снята.
5. Джон учится во втором классе. В прошлом месяце учитель попросил его передать нам записку, где было написано о дурном поведении сына, но Джон выбросил ее. Мы узнали об этом на родительском собрании через неделю после того, как это случилось. Как бы вы поступили на нашем месте?
Мой ответ:
Да, это уже вполне намеренное неповиновение. После уточнения всех подробностей я, возможно, выпорол бы Джона и за его плохое поведение, и за ложь родителям. Затем я бы выяснил у учителя, почему Джон вел себя плохо в школе, и попытался бы понять, почему он побоялся принести записку домой.
6. Моя трехлетняя дочка Нэнси ведет себя безобразно, когда мы вместе ходим в магазин за продуктами. Она убегает от меня, когда я зову ее, хнычет, требует купить ей шоколадку, жевательную резинку или леденцы. Когда я отказываюсь, она на весь магазин закатывает жуткую истерику. Я не могу наказывать ее у всех на виду, и она знает это. Скажите, что мне делать?
Мой ответ:
Существуют места, где обычные правила и ограничения сняты, и дети ведут себя иначе в этих "защищенных зонах". Я бы посоветовал вам поговорить с Нэнси перед походом в магазин. Объясните ей, как она должна себя вести, и постарайтесь ясно показать, что тут дело серьезное. И если она будет плохо вести себя, отведите ее к машине или за угол и накажите так, как сделали бы дома. Это будет для нее хорошим уроком.
7. Наш двухлетний сын до сих пор еще не просится на горшок. Моя свекровь говорит, что надо его непременно заставить делать это. Должны ли мы отшлепать его за то, что его штанишки опять мокрые?
Мой ответ:
Скажите своей свекрови, чтобы она немного поостыла. Возможно, в этом возрасте ваш сынишка еще не в состоянии контролировать себя, и это совершенно естественно. Последнее дело - шлепать двухлетнего малыша за проступок, которого он не сознает. В этом деле лучше ошибиться в сторону запаздывания, чем опережения. Лучший способ приучить к горшку - это поощрение, а не наказание. Дайте малышу конфетку или еще что-нибудь вкусное, если он попросится сам. Когда вы удостоверитесь в том, что он понимает, чего от него хотят, тогда и требуйте, чтобы он исполнял это.
Заключение.
Подведем итоги: нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения. Физическое наказание применяется только в ответ на намеренное непослушание или вызывающее поведение.
"Но как вы можете знать об этом наверняка?" Этот вопрос задавался мне сотни раз. Мать может сказать: "Чаки ответил грубостью, когда я сказала, чтобы он шел мыться... Но я ведь не знаю, что у него было тогда на душе".
Есть простое решение этой проблемы: используйте первый случай, чтобы пролить свет на второй. Скажите вашему сыну: "Чак, ты ответил сейчас совершенно по-хамски. Но я не уверена, что ты сделал это намеренно. А чтобы мы впредь понимали друг друга, больше так со мной не разговаривай". Если это произойдет снова, вы уже будете знать: это открытый вызов.

Наибольшая неразбериха с наказаниями проистекает из неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного. Если ваши представления о допустимом и недопустимом достаточно смутны, то ваш ребенок вдвойне будет сбит с толку. Поэтому не наказывайте ребенка до тех пор, пока границы приемлемого не будут установлены достаточно ясно, чтобы ими нельзя было пренебречь. И тогда большинство детей примет это раз и навсегда, исключая случайные нарушения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий