понедельник, 3 февраля 2014 г.

ДЖЕЙМС ДОБСОН. ОТВЕТ НА ВОПРОС "МОЖНО ЛИ ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА БЕЗНАКАЗАННЫМ, ЕСЛИ РЕБЕНОК, РАЗОЗЛИВШИСЬ, СКАЖЕТ: "НЕНАВИЖУ ТЕБЯ!"? ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ? (Выдержка из книги "НЕПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК)

Ответ: Думаю, что нет. Иные авторы скажут вам, что абсолютно все дети в той или иной форме ненавидят своих родителей и поэтому им надо давать возможность проявить эту их враждебность. Я думаю, что выражению негативных чувств можно способствовать и без особенных вспышек гнева и отчаянных поступков. Если мой ребенок впервые в жизни завопил о своей ненависти ко мне, да еще и побагровев от злости, мне, пожалуй, будет лучше подождать, пока его страсти поостынут, и тогда по возможности искренне и с любовью сказать примерно следующее: "Чарли, я знаю, ты очень расстроился сегодня, когда мы повздорили. Давай поговорим о том, что ты тогда чувствовал. Все дети время от времени злятся на родителей, особенно когда чувствуют какую-то несправедливость. Я понимаю, как тебе горько. Мне самому жаль, что мы так погорячились. Но это не значит, что ты можешь говорить: "Ненавижу тебя!" Ты должен понять, что как бы я ни расстраивался из-за того, что ты иной раз делаешь, я никогда не скажу, что я ненавижу тебя. И тебе я никак не могу позволить говорить мне такие слова. Если люди любят друг друга, как мы с тобой, то они избегают делать друг другу больно. Мне больно, когда ты говоришь, что ненавидишь меня. Точно так же и тебе будет больно, если я скажу тебе что-нибудь подобное. Скажи лучше, что тебя так разозлило, - я тебя внимательно выслушаю. Если я виноват, я сделаю все, что в моих силах, чтобы как-то изменить то, что тебе не нравится. Мне хочется, чтобы ты понял: ты свободен и можешь говорить мне все, что у тебя на душе. Но ты не должен ни орать, ни обзываться, ни закатывать истерики. Если ты будешь вести себя, как маленький, мне придется наказывать тебя, как маленького. Ну, ты не хочешь сказать мне что-нибудь? Нет? Тогда обними меня. Я ведь так тебя люблю!" В чем состояла моя цель? В том, чтобы дать улетучиться негативным переживаниям, не вызывая бунта,
оскорблений или шантажа.
Вопрос: Так что же, вы зайдете так далеко, что станете оправдываться перед ребенком, если почувствуете, что были неправы?
Ответ: Конечно, стану. И всегда так делал. Как-то раз под конец дня я был особенно ворчлив и вспыльчив со своей десятилетней дочерью. Я знал, что это несправедливо, но слишком устал, чтобы держать себя в руках. Я обругал Данаю за такие вещи, в которых не было ее вины, и вообще без надобности несколько раз обижал ее. В постели я почувствовал угрызения совести и решил наутро извиниться. Когда дочь уже отправлялась в школу, я подошел к ней и Сказал: "Даная, детка, ты ведь знаешь, что отцы - не самые совершенные существа на свете. Мы, как и все люди, бываем усталыми и раздражительными и иногда ведем себя не самым похвальным образом. Я был несправедлив с тобой вчера - я знаю это. Пожалуйста, прости меня!"
И тут Даная совершенно ошарашила меня. Она обняла меня и сказала: "Я знала, что ты извинишься, папуля. Все в порядке. Я тебя прощаю."

Без сомнения, детям зачастую лучше известно, что такое борьба поколений, чем их занятым, озабоченным родителям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий