Чудесные средства (часть 1)
В
первом издании этой книги я описывал использование этих методов в опытах с
нашей маленькой таксой Зигмундом Фрейдом (Зиги). Старина Зиги прожил пятнадцать
лет, после чего отправился туда, куда отправляются после смерти собаки с
норовом. Было забавно воспитывать упрямую собаку при помощи закона закрепления
результатов, ибо только это и было способно привлечь его внимание. Многие таксы
садятся, не нуждаясь для этого в особой дрессировке, потому что это
естественная позиция для такого длинного тела. Но не Зиги! Это была, вне всяких
сомнений, самая независимая собака на всем белом свете. В первый год его жизни
я думал, что, наверное, он несколько медлительный по натуре, на второй год я
усомнился в его высоких интеллектуальных способностях. Наконец, я понял, что
это непокорный и упрямый плут, который желал все делать только по-своему. Короче,
было трудно заставить Зиги сотрудничать в программе по его усовершенствованию
без того, чтобы не предложить ему какой-нибудь съедобный стимул. Особенно он
любил печенье, и я использовал эту его страсть в своих целях. Я ставил его в
вертикальное положение, в котором он оставался всего секунду или две, прежде
чем упасть. Тогда я давал ему обычное шоколадное печенье. Он очень его любил. Я
снова его сажал и скармливал ему печенье, когда он падал. Зиги прыгал по всей
комнате, пытаясь захватить остальное печенье, но у него была единственная
возможность его получить. Даже Зиги начал понимать эту идею. Примерно
через полчаса этого нелепого упражнения наша такса наконец поняла, чего я от
нее добивался. Как только она поняла это, ее уже редко можно было видеть
стоящей на всех четырех лапах сразу. Весь день она стояла на задних лапах,
выпрашивая что-нибудь вкусненькое. Наконец, мне стало жаль, что я затеял эту
игру, потому что мне было стыдно игнорировать ее труды. В конце концов это была
моя идея в первую очередь, и я был вынужден отправиться на кухню, чтобы
поискать что-нибудь для нее.
Эта
техника закрепления результатов также оказалась полезной, когда мы учили Зиги
гоняться за мячом (фантастическая демонстрация интеллекта собаки). Я бросал мяч
примерно на три метра перед собой, а затем тащил Зиги, схватив его за холку,
туда, где лежал мяч. Я открывал собаке пасть, засовывал туда мяч и волочил
обратно на место. На финишной прямой собаку ожидало овсяное печенье. На этот
раз добиться сотрудничества было легче, потому что Зиги стал понимать концепцию
работы за награду. Эта идея твердо укоренилась в разуме собаки, которая стала
довольно изобретательна в применении этого открытия. Если семья ела что-нибудь
с подноса во время каких-нибудь интересных телепередач, Зиги устраивался именно
на том месте, где он заслонял собой экран телевизора для всех членов семьи. Так
он сидел, виляя хвостом и выпрашивая что-нибудь вкусненькое.
Делались
и более серьезные попытки научить животных достаточно сложным трюкам при помощи
принципа закрепления результата. Причем результаты были весьма примечательными.
Одного голубя научили проверять радиодетали, передвигаясь по ленте конвейера.
Птица оценивала каждую деталь и сбрасывала с конвейера бракованные изделия, за
что ей давали зерно. Она сидела там целыми днями, сосредоточившись на своей
работе. Как вы можете догадаться, птица не состояла в профсоюзе, она не
нуждалась в дополнительных перерывах, чтобы выпить чашечку кофе, не требовала
никаких льгот, а зарплата у нее была мизерная. Есть много случаев, когда других
животных также научили совершать буквально человеческие поступки при помощи
ощутимой и желанной награды. Могу
представить, что в данный момент думают мои читатели по этому поводу. Между
детьми и животными существует непроходимая пропасть. Какое отношение эти
методики имеют к нашим детям? Только одно: людей также можно мотивировать тем,
что им нравится. Этот факт можно использовать в обучении мальчиков и девочек
ответственному поведению. Однако недостаточно только выдавать им подарки и
призы без предварительного обдумывания или плана. Существуют конкретные
принципы, которым нужно следовать, если вы хотите, чтобы закон закрепления
нужных результатов работал в полной мере. Давайте подумаем об элементах этой
методики с подробным применением его к детям.
1.
Ребенок должен получить награду немедленно. Если вы хотите достичь
максимального эффекта,
награду следует предложить сразу после получения
желаемого поведения. Родители часто допускают ошибку, предлагая детям подарки
за хорошее поведение через длительный промежуток времени, однако в таком
предприятии успех будет незначительный. Обычно малоэффективно обещать
девятилетнему Джеку машину, которую он получит в шестнадцать лет, и ожидать,
что он будет старательно учиться в школе в течение грядущих семи лет.
Второклассникам и третьеклассникам часто обещают поездку к бабушке следующим
летом в обмен на хорошее поведение в течение года. Такие обещания обычно не
влияют на качество их послушания. Неразумно предлагать Мэри Лу новую куклу на
Рождество, если вы хотите, чтобы она содержала свою комнату в порядке, начиная
с июля. Многие дети не обладают ни интеллектуальной способностью, ни зрелостью,
чтобы помнить изо дня в день долгосрочные обещания и ориентироваться на них.
Время для них движется медленно, поэтому позитивные сдвиги кажутся невозможными
и недостижимыми, а значит, о них даже думать неинтересно. В
случае дрессировки животных награду следует давать примерно через две секунды
после желательного поведения. Мышь запомнит повороты в лабиринте намного
быстрее, если у выхода ее ожидает кусочек сыра по сравнению с задержкой награды
на пять секунд. И хотя дети могут выдержать более длительные задержки, чем в
случае с животными, эффективность поощрения ослабевает, когда проходит слишком
много времени. Немедленное
закрепление результатов было успешно использовано в лечении детского аутизма —
нарушения, которое напоминает детскую шизофрению. Аутичный ребенок не реагирует
на родителей или других взрослых должным образом. Он не разговаривает и обычно
демонстрирует странное, неконтролируемое поведение. Что является причиной
такого серьезного нарушения? Все свидетельства, похоже, указывают на
определенные биохимические дисфункции в нервной системе ребенка. Как бы то ни
было, аутизм очень трудно поддается лечению. Как
может врач помочь ребенку, который не говорит и не слышит его? Все прежние
методы лечения оказались на удивление неэффективными, и тогда доктор Ивар
Ловаас и его коллеги много лет назад поставили эксперимент с использованием
поощрения позитивных результатов. В Калифорнийском университете Лос-Анджелеса
аутичные дети были включены в программу, направленную на развитие речи. Сначала
перед ребенком клали сладости каждый раз, когда он произносил какой-нибудь,
любой, звук. Все его стоны, нечленораздельные звуки поощрялись немедленно.
Следующим шагом была награда за конкретные гласные звуки. Когда детей учили
произносить звук «о», поощрение выдавалось за все случайно произнесенные звуки
в этом направлении. По мере прогресса ребенка, наконец, учат произносить
названия конкретных предметов или имена людей для закрепления достигнутых
результатов. Затем детей стали обучать фразам из двух слов, после чего
последовали более сложные предложения. При помощи этой простой процедуры
несчастных детей обучили определенному объему разговорного языка.
В
то же самое время эту же технику использовали для того, чтобы научить одного
аутичного ребенка реагировать на окружающих его людей. Этого пациента поместили
в темный ящик с открывающимся деревянным окном. Врач сел с другой стороны окна
лицом к ребенку, который смотрел через окно. Когда ребенок смотрел на врача,
окно оставалось открытым. Но когда ум ребенка начинал блуждать и он озирался по
сторонам, рама падала, оставляя ребенка на несколько секунд в темноте. И хотя
ни один аутичный ребенок не превратился в абсолютно нормального человека,
использование терапии закрепления положительных результатов выработало у
некоторых пациентов вполне цивилизованное поведение. Ключом к этому успеху было
немедленное поощрение желательного поведения. Понимание
того, как действует принцип закрепления, полезно не только в больницах для
аутичных детей. Оно также помогает объяснить, как поведение формируется дома.
Например, родители часто жалуются на безответственность своих детей, однако они
не понимают, что дети были научены определенной доле отсутствия трудолюбия.
Большая часть человеческого поведения является комплектом приобретенных
привычек как желательных форм, так и нежелательных видов реакции. Дети учатся
смеяться, играть, бегать и прыгать, и точно так же они учатся хныкать, дуться,
задирать других, драться, закатывать истерики или быть сорванцами. Невидимый
учитель — это принцип закрепления тех или иных результатов. Ребенок повторяет
такое поведение, которое он считает успешным. Ребенок может сотрудничать и
помогать родителям, если ему нравится, как его поведение отражается на
родителях. Когда родители видят в своем ребенке качества характера, которые им
не нравятся, они должны научить его другим, необходимым качествам, позволив
хорошему поведению взять верх, а плохому потерпеть поражение.
Ниже
приведены этапы программы, разработанной доктором Малкольмом Уильямсоном и
мной, когда мы оба работали врачами в детской больнице Лос-Анджелеса. Эта
система весьма эффективна для детей от четырех до восьми лет, и ее можно
видоизменить в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
A. В таблице на
следующей странице перечислены некоторые обязанности и тип поведения, который
родители хотели бы развить в своем ребенке. Эти четырнадцать пунктов позволяют
развить более высокий уровень сотрудничества по сравнению с тем, что может
продемонстрировать большая часть пятилетних детей в повседневной жизни, но
правильное использование поощрений превратит усилия, направленные на развитие
этих навыков скорее в игру, чем в работу. Ключом к успеху является немедленное
поощрение. Каждый вечер над поставленной задачей нужно прикреплять цветные
(желательно красные) кружочки или звездочки. Если кружочков нет, можно
раскрашивать клеточки цветным фломастером, но в любом случае ребенку нужно
позволить самому вести счет своим успехам.
Б. За каждую
демонстрацию хорошего поведения каждый день следует выдавать по два цента. Но
если за один день допущено три промаха, ребенок не получает ни пенни.
B. Поскольку
ребенок может заработать максимум до двадцати восьми центов в день, у родителей
появляется отличная возможность научить его тому, как распоряжаться деньгами.
Ребенку следует предложить тратить из заработанных денег только от шестидесяти
до восьмидесяти центов в неделю. Нужно запланировать специальные походы в
магазин. Ежедневное мороженое также может стать подручным средством закрепления
полученных результатов, хотя очень многие родители сегодня стараются ограничить
потребление детьми жиров и сахара. Из оставшихся доллара шестнадцати или
доллара тридцати шести центов (максимум) ребенка следует побудить отдать
двадцать центов в церковь или на какие-то благотворительные цели. Затем он
должен сэкономить около тридцати центов в неделю. Остаток можно копить какое-то
время для приобретения того, о чем ребенок мечтает.
Моя
работа
|
|||||||||||||||||
НОЯБРЬ
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
1.
Я почистил зубы без напоминания.
|
|||||||||||||||||
2.
Я привел комнату в порядок перед сном.
|
|||||||||||||||||
3.
Я убрал свою одежду без напоминания.
|
|||||||||||||||||
4.
Я покормил рыбок без напоминания.
|
|||||||||||||||||
5.
Я вынес мусор без напоминания.
|
|||||||||||||||||
6.
Я сегодня слушался маму.
|
|||||||||||||||||
7.
Я сегодня слушался папу.
|
|||||||||||||||||
8.
Вечером я помолился.
|
|||||||||||||||||
9.
Сегодня я вел себя хорошо с братиком.
|
|||||||||||||||||
10.
Я принял витамины.
|
|||||||||||||||||
11.
Я сегодня говорил «спасибо» и «пожалуйста».
|
12.
Вчера вечером я лег спать без жалоб.
|
|||||||||||||||||
13.
Сегодня я налил чистой воды собаке.
|
|||||||||||||||||
14.
Я вымыл руки и пришел обедать, как только позвали.
|
|||||||||||||||||
ВСЕГО:
|
Г. Список
поступков, которые поощряют родители, не остается постоянным. Как только
ребенок приучил себя к порядку в комнате, кормлению щенка и чистке зубов,
родители должны заменить старые задания новыми. Каждый месяц вывешивается новый
список, и ребенок сам может высказать предложения по его обновлению.
Примечание.
Этот план изложен здесь почти точно так же, как в оригинальном издании книги
«Не бойтесь быть строгими». С тех пор я слышал много успешных историй и
несколько жалоб. Самый распространенный негативный комментарий исходил от
родителей, которые жаловались на то, что очень трудно каждый вечер отмечать
успехи по такой сложной вычислительной системе. На подсчет звездочек и отсчет
центов уходит от пятнадцати до двадцати минут. Если для вашей семьи эта задача
покажется тоже сложной, я советую вам выбрать меньшее количество целей. Даже
пять аспектов хорошего поведения и поощрение их от трех до пяти центов в день
будет достаточным для выполнения этой работы. Пусть система работает на вас,
модифицируйте концепцию так, как вам удобно. Уверяю вас, она будет работать,
если все делать правильно.
Если
такого рода закрепление так эффективно, почему такую систему не применяют
повсеместно? К сожалению, многие взрослые не желают использовать поощрение,
потому что они считают эту систему равноценной взяткам. Один из самых успешных
педагогических приемов остается невостребованным из-за непонимания. Все наше
общество построено на системе закрепления результатов, однако мы не хотим
применять ее там, где она нужна более всего: в работе с маленькими детьми. Мы,
взрослые, ходим на работу каждый день и регулярно получаем заработанные деньги.
Но разве это взятка со стороны работодателя? Отважным солдатам дают медали,
успешным бизнесменам присуждают премии, ушедшим на пенсию работникам дарят
часы. Поощрения делают ответственные усилия достойными. Именно так работает мир
взрослых.
Главная
причина удивительного успеха капиталистической системы состоит в том, что
упорный труд и личная дисциплина поощряются многими способами. Самое слабое
место социализма заключается в отсутствии стимулов, ибо зачем человеку
стараться и стремиться к достижениям, если он не получит за это ничего особенного?
Я верю, что именно благодаря этому слабому звену социализм бесславно завершил
свое шествие в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе. Там не было стимулов,
побуждающих к творчеству.
Однажды
я услышал вот какую историю. Самый трудолюбивый студент химического факультета,
Брейиз Макгаффи, много времени посвятил подготовке к первым экзаменам в
институте. В день экзамена он набрал девяносто очков и заработал твердую
пятерку. Дугой студент, Ральф Рипофф, едва ли открывал учебник по химии. Он
пришел на экзамен вообще без подготовки и за свои усилия заработал сомнительные
пятьдесят баллов. В его экзаменационной работе была поставлена
неудовлетворительная оценка.
Однако
профессор был убежденным сторонником социалистических принципов. Его встревожил
тот факт, что Брейиз заработал на двадцать баллов больше того, что было
необходимо для сдачи экзамена, а Ральфу не хватило тех самых двадцати баллов.
Доброму преподавателю эта ситуация показалась несправедливой. Поэтому он
поделил баллы этих двух студентов пополам, так что каждый из них получил
джентльменское «удовлетворительно». Но... все кончилось тем, что Брейиз бросил
учебу на химическом факультете. Можно ли его обвинять после этого?
Коммунизм
и социализм уничтожают мотивацию, потому что они умаляют творческий порыв
и усилия. Они поощряют посредственность и халтуру. Сама природа этих
экономических систем нарушает закон закрепления искомых результатов. Свободное
предпринимательство работает рука об руку с человеческой природой.
Некоторые
родители применяют в своей семье миниатюрную систему социализма. Нужды и
желания детей обеспечиваются «государством» и никак не связаны с соблюдением
дисциплины или старанием. Однако они ожидают, что маленький Джон или Рене
возьмет на себя ответственность просто потому, что это благородно с его
стороны. Они хотят, чтобы дети учились и потели только ради чувства
удовлетворения при виде личных достижений. Однако многие дети на это не идут.
Подумайте
об альтернативном подходе со «взятками», о котором я говорил. Каким образом вы
можете заставить пятилетнего ребенка вести себя так, как перечислено в нашем
списке? Наиболее часто используемые заменители нашей системы — это нотации,
жалобы, мольбы, крики, угрозы и наказание. Мама, отказывающаяся взять на
вооружение систему поощрений, каждый вечер, возможно, отправляется спать с
головной болью, приняв твердое решение больше не рожать детей. Ей не нравится
акцентировать материализм в такой манере, но позже она будет давать
деньги своему ребенку просто так, ни за что. Поскольку у ребенка никогда раньше
денег не было, он не умеет ни разумно их потратить, ни сэкономить. Она покупает
игрушки ребенку на свои деньги, и потому он ценит их намного меньше. Но самое
главное, он не учится самодисциплине и личной ответственности, которые можно
воспитать через систему осторожного закрепления желаемого поведения.
Следует
признать, что существуют дела, которые ребенок обязан выполнять, потому что он
тоже является членом семьи. Мытье посуды и вынос мусора — дела, которые он
обязан выполнять, и их не нужно подкреплять поощрением. Я согласен с тем, что
награду не нужно давать за всякую работу в доме, которую выполняет ребенок. Но
если вы хотите, чтобы он превзошел ограниченный круг своих обязанностей и пошел
дальше, например, чтобы он взялся за уборку гаража, или если вы хотите
закрепить его уважительное и дружелюбное отношение к окружающим, существует
более эффективный подход, чем нотации и угрозы!
И
все же эта концепция остается для многих людей противоречивой. Я наблюдал за
противоположным отношением к ней в двух реальных семьях. Родители Дарена были
против метода закрепления с философской позиции и называли эти поощрения
взятками. Соответственно ребенка не поощряли (не платили) за то, что он делал
по дому. Дарен ненавидел работу по дому, потому что не видел в ней никакой
личной выгоды. Ему приходилось просто терпеть такое положение вещей.
Когда
ему нужно было косить траву по субботам, он шел к газону с неохотой и буквально
в депрессивном состоянии. Как и следовало ожидать, он справлялся с этим
поручением из рук вон плохо, потому что был напрочь лишен мотивации.
Видя
такое небрежное отношение, отец стал ругать сына, что вряд ли способствовало
превращению этого занятия в приятные переживания. Родители Дарена не были
скупыми. Они удовлетворяли его нужды и даже давали ему на карманные расходы.
Когда в городе открылась ярмарка, они дали ему деньги на покупки и развлечения.
Поскольку их подарки не были связаны с источником мотивации, Дарен возненавидел
работу, а родители невольно закрепили его безответственность и отвращение к
работе.
Родители
Брайана стояли на иных позициях. Они считали, что ребенку следует платить за
выполнение работы, которая не входила в круг его обычных домашних обязанностей.
Его не поощряли за вынос мусора или уборку своей комнаты, но он получал деньги
за окраску забора в субботний день. Эта почасовая оплата вылилась в приличную
сумму по сравнению с тем, что он мог заработать вне семьи. Брайану
нравилось работать. Он вставал по утрам и отправлялся полоть сорняки на заднем
дворе. Он считал свои деньги, работал, поглядывая на часы, и получал деньги.
Временами он прибегал из школы домой, чтобы выделить для работы часок или два
до темноты. Он открыл собственный счет в банке, и с большой ответственностью
тратил тяжело заработанные деньги. Брайану нравилось чувствовать себя солидным
человеком в компании сверстников, потому что у него всегда были деньги в
кармане. Он не часто их тратил, но мог это сделать в любой момент! В этом
заключена серьезная сила! Однажды он забрал все свои деньги из банка и попросил
выдать ему всю сумму в новеньких однодолларовых банкнотах. Затем он положил
пачку из двадцати восьми долларовых банкнот в верхний ящик своего стола и
иногда демонстрировал их Дарену и другим безденежным товарищам. Работа и
ответственность были ключом к его статусу, и он научился доброй мере и того, и
другого.
Родители
Брайана никогда не давали ему ни цента просто так. Они покупали ему одежду и
все необходимое, но игрушки и остальное, что ему хотелось, он покупал на свои
деньги. С экономической точки зрения родители Брайана тратили не больше денег,
чем родители Дарена, просто они связывали каждый цент с поведением, которого
они от него ожидали. Думаю, из двух вариантов их подход был более продуктивным.
Как
я говорил ранее, очень важно знать, когда использовать поощрения, а когда
прибегнуть к наказаниям. Не рекомендуется давать награду, когда ребенок
покусился на авторитет родителя. Например, мама говорит дочери: «Собери
игрушки, Лиза, потому что сейчас к тебе придут дети», но Лиза отказывается
повиноваться. И если после этого Лиза все-таки выполнит просьбу мамы, ей нельзя
давать в награду конфету. Иначе мама фактически будет поощрять непослушание
девочки.
Если
у вас все-таки осталось недопонимание того, как поступать в случаях открытого
неповиновения, я советую читателям вновь перечитать главы с первой по
четвертую. Авторитет нельзя заменить наградой. Поощрение и наказание занимают
свое особое место в процессе воспитания детей, и неправильное их использование
приводит к печальным последствиям.
2.
Поощрение необязательно должно быть материальным. Когда моей дочери было
три года, я начал готовить ее к школе с того, что мы стали учить алфавит. В то
время вопросы питания меня не волновали в такой же степени, как сейчас, и я
часто давал ей шоколадные конфеты в качестве средства закрепления достигнутых
результатов. Однажды вечером я сидел на полу, обучая Данаю новым буквам, когда
дом потряс страшный грохот. Вся семья бросилась из дома, чтобы посмотреть, что
произошло. Мы увидели, что в нашем тихом квартале разбился подросток, сидевший
за рулем машины, ехавшей на большой скорости. Мальчик сильно пострадал, а его
машина перевернулась. Мы стали заливать водой дымящийся автомобиль, чтобы
пролившийся бензин не загорелся, и позвонили в полицию. И только когда волнение
улеглось, мы поняли, что наша маленькая дочь осталась дома одна.
Мы
вернулись в дом и обнаружили ее по уши зарывшуюся в пакет с конфетами, которые
я оставил на полу. Она засунула в рот массу конфет, и все ее лицо, подбородок и
нос были измазаны шоколадом. Когда она увидела нас, то умудрилась засунуть в
рот еще горсть конфет. Исходя из этого опыта я осознал необходимость
ограничения подсобных материалов, по крайней мере съедобных средств закрепления
результатов.
Все,
что считается желанным для обучаемого, можно использовать в качестве
закрепления необходимого поведения. Самым эффективным поощрением для животных
являются продукты, которые удовлетворяют их физические нужды, хотя люди могут
получить мотивацию, подталкивающую их к восполнению своих психологических нужд.
Некоторые дети, например, в большей степени хотели бы услышать слово похвалы,
чем получить десятидолларовую купюру, особенно если одобрение взрослого будет
выражено в присутствии других детей. Дети и взрослые во все времена стремятся
найти удовлетворение своим эмоциональным нуждам, включая потребность в любви,
социальном принятии и самоуважении. Кроме того, они хотят испытывать радостное
волнение, интеллектуальную мотивацию, развлечения и удовольствие.
Большая
часть детей и взрослых далеко не равнодушны к тому, что думают и говорят о них
окружающие люди. В результате сильной мотивацией человеческого поведения
становится словесное подкрепление. Представьте, какое сильное воздействие может
оказать следующий комментарий:
«Вот
идет Фил, самый уродливый мальчик в школе».
«Луиза
такая тупая! Она никогда не может ответить правильно на вопрос учителя».
«Джо
снова проиграет. Он всегда проигрывает».
Эти
недобрые слова прожигают детей, как кислота, и формируют их будущее поведение.
Фил может притихнуть, уйти в себя. Теперь его можно будет очень легко привести
в замешательство. Луиза, скорее всего, вовсе перестанет интересоваться учебой,
и учителя начнут считать ее исключительно ленивой девочкой. Джо вовсе прекратит
играть в бейсбол и уже не будет пытаться достичь успеха в других видах спорта.
Собственно,
нечто подобное произошло со мной. Я всегда считал себя крепким парнем и много
лет занимался разными видами спорта. Во время обучения в колледже я занимался
теннисом и на младших курсах был капитаном команды. Но бейсбол меня никогда не
интересовал, и вот почему. Когда я учился в третьем классе, то стоял на правом
поле. Весь третий класс, включая многих девочек, собрался, чтобы посмотреть на
большую игру. Противник сделал в мою сторону обычный бросок, и мяч неожиданно
ускользнул из-под моих рук и упал на землю. Я смущенно подобрал мяч и бросил
его судье. Он отошел в сторону, и мяч прокатился еще метров на пятьдесят. Я до
сих пор слышу смех девчонок и чувствую, как лицо заливает краска стыда и обиды.
В тот день я ушел с поля, и на этом моя блестящая карьера в бейсболе
завершилась.
Мы,
взрослые, в равной степени чувствительны к необдуманным замечаниям своих
товарищей. Всегда забавно наблюдать, насколько болезненно мы можем реагировать
на легкомысленные слова наших друзей (и даже врагов). «Марта, ты, похоже,
прибавила несколько килограммов?» Марта может сразу не обратить внимания на эти
слова, но в тот же вечер проведет минут пятнадцать перед зеркалом, а на
следующее утро сядет на диету.
«Ральф
примерно твоего возраста, Питер, то есть ему где-то сорок шесть или сорок
восемь». А Питеру всего тридцать девять, и при этом замечании кровь отливает от
его лица. Слова друга заставляют его задуматься о своей внешности, и он
принимает решение в следующем же месяце купить парик. Наш слуховой аппарат в
большей степени настроен на замечания, касающиеся оценки нашей личности, чем
чего-то другого. Наше чувство самоуважения и самооценка во многом зависят от
подобных непреднамеренных замечаний окружающих людей.
В
общении родителей с детьми постоянно должно звучать словесное закрепление
желаемых результатов. Слишком часто наши разговоры состоят из миллионов
«нельзя», которые уже переполнили резервуары восприятия наших детей. Нам
следует больше времени уделить поощрению желательного поведения ребенка, даже
если наше поощрение представляет собой всего лишь искренний комплимент в его
адрес. Помня о потребности ребенка в высокой самооценке и чувстве принятия,
мудрые родители могут удовлетворить эту глубокую потребность маленького
человека, обучая его в то же время ценным концепциям и правильному поведению.
Здесь нам могут помочь некоторые примеры:
Мать
дочери: «Ты очень красиво раскрасила картинку, Рене. Мне нравится видеть, как
аккуратно ты работаешь. Я хочу повесить твою работу на холодильник».
Мать
мужу в присутствии сына: «Нейл, ты заметил, что Дон сегодня вечером поставил
свой велосипед в гараж? Раньше он оставлял его во дворе, и нам приходилось
напоминать ему об этом. Тебе не кажется, что он становится более ответственным
человеком?»
Отец
сыну: «Спасибо, сын, что ты не шумел, пока я занимался расчетами. Ты проявил
чуткость. Теперь я закончил свою работу, и у меня есть немного свободного
времени. Давай в следующую субботу пойдем с тобой в зоопарк».
Мать
маленькому сыну: «Кевин, ты все утро не сосал свой палец. Я горжусь тобой.
Давай посмотрим, сможешь ли ты продержаться в течение всего дня?»
Родители
поступят неразумно, если станут хвалить ребенка за поведение, которое ему
самому не нравится. Если все, что ребенок ни делает, вызывает в маме восторг и
слова похвалы, ее одобрение скоро станет для него бессмысленным. Если захотеть,
конкретное поведение, которое заслуживает искренней похвалы, можно найти в
самом озорном ребенке.
А
теперь давайте перейдем к некоторым вопросам и ответам, а затем к следующей
главе, в которой содержатся дополнительные мысли о законе закрепления
положительных результатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий