ЧУВСТВО ВИНЫ
Часто, когда мы обращаемся к церкви или маленькой аудитории молодых родителей, разговор сводится к вопросам о дисциплине. По всей комнате поднимаются руки. И все, что говорит большинство родителей, можно объединить в следующее:„Помогите нам! Мы хотим воспитывать своих детей так, как угодно Богу. Но на самом деле происходит так, что они воспитывают нас. Мы потеряли контроль и не знаем, как заставить их слушаться нас". Или мы слышим: „Он не будет заниматься в школе... хочет лежать в кровати... не перестанет хныкать и ворчать... не придет, когда его позовут... не будет работать по дому...чистить зубы...мыться в ванне...не перестанет мучить младшего брата... кусать ногти. Ничего не действует!" Многие признаются, что чувствуют себя виноватыми в том, что хотят изменить или контролировать поведение своих детей. Разве мы живем не в свободной стране? Может быть, и вы чувствовали вину за желания, касающиеся ваших детей. Вы слышали о „надзирающих родителях" и уверены, что не хотели бы так называться! Это приводит к воспоминаниям о Сталине и КГБ. Однако вам хочется держать своих детей под контролем. Может быть, вы считаете это более, чем достойным порицания. Сегодня родители находятся в трудном положении, потому что они знают, что Библия говорит, что своих детей они должны воспитывать,
применяя свое влияние на их поведение. Но не устарел ли этот совет? Законен ли он? Принесут ли они вред своим детям, если будут настаивать на послушании? Действительно ли они должны кого-то „контролировать"? На самом ли деле они должны внушать понятия о нормах и ценностях своим детям? Переступают ли родители черту, требуя послушания или уважения к собственной власти и положению других взрослых и учи- телей? Разве неправильно учить ребенка выбирать товарищей, основываясь на нравственных ценностях, или разумно есть, придерживаться рас-писания, включая время для сна? Почему родители пугаются предложения о том, что мы можем и должны контролировать своих детей? Конечно, причин много. Но одной из них является то, что слишком часто родители получают противоречивые советы даже от христианских психологов и советчиков. Одним известным христианским писателем, не согласным с нашим советом о том, что родители должны учиться „управлять" своими детьми, является Кевин Леман, автор „Книги заказов рождений" и других популярных изданий. Он выступает с так называемой истинной дисциплиной: дать ребенку выбор и заставить его жить с тем, что будет. „Истинная дисциплина — это не способ управления детьми. Вместо этого она учит детей контролировать самих себя. Это то, что им следует знать, если они собираются подготовиться к реальному миру", — пишет доктор Леман. К сожалению, его дискуссия о „контроле" состоит из разрушения соломенного человека, которого он сам построил. Ни одна ответственная власть не выступает как „надзор", по его описанию. А единственный пример, который он предлагает, о возможном выборе ребенка (в чем ходить в воскресную школу) на самом деле дает нам очень немного для ситуаций, когда ребенок
применяя свое влияние на их поведение. Но не устарел ли этот совет? Законен ли он? Принесут ли они вред своим детям, если будут настаивать на послушании? Действительно ли они должны кого-то „контролировать"? На самом ли деле они должны внушать понятия о нормах и ценностях своим детям? Переступают ли родители черту, требуя послушания или уважения к собственной власти и положению других взрослых и учи- телей? Разве неправильно учить ребенка выбирать товарищей, основываясь на нравственных ценностях, или разумно есть, придерживаться рас-писания, включая время для сна? Почему родители пугаются предложения о том, что мы можем и должны контролировать своих детей? Конечно, причин много. Но одной из них является то, что слишком часто родители получают противоречивые советы даже от христианских психологов и советчиков. Одним известным христианским писателем, не согласным с нашим советом о том, что родители должны учиться „управлять" своими детьми, является Кевин Леман, автор „Книги заказов рождений" и других популярных изданий. Он выступает с так называемой истинной дисциплиной: дать ребенку выбор и заставить его жить с тем, что будет. „Истинная дисциплина — это не способ управления детьми. Вместо этого она учит детей контролировать самих себя. Это то, что им следует знать, если они собираются подготовиться к реальному миру", — пишет доктор Леман. К сожалению, его дискуссия о „контроле" состоит из разрушения соломенного человека, которого он сам построил. Ни одна ответственная власть не выступает как „надзор", по его описанию. А единственный пример, который он предлагает, о возможном выборе ребенка (в чем ходить в воскресную школу) на самом деле дает нам очень немного для ситуаций, когда ребенок
собирается наделать кучу разрушений вокруг себя, или он решает ныть, визжать и пронзительно кричать, пока не добьется своего. Дело в том, что большинство специалистов в этой области, даже светские писатели, отказались от философии: „дайте детям выбрать то, что они хотят делать" — в пользу твердых ограничений и непоколебимой
дисциплины.
Заблуждения
Итак, неудивительно, что родители находятся в растерянности: ох, уж эти противоречивые „влиятельные голоса"! И кроме них есть еще один голос, подрывающий нашу уверенность,- голос изнутри. Мы называем его голосом заблуждения. Заблуждение — это неверные представления в виде внутреннего голоса, который постоянно оценивает наш опыт, желания, мысли и действия. Кажется, что этот голос заслуживает того, чтобы ему поверили, но его значение не обязательно покоится на чем-то, подобном непоколебимому Слову Бога. Он базируется на неубедительных основаниях, собранных нами самими из небольшого опыта и ложных мнений, вложенных в
нас нами же. Вот некоторые знакомые заблуждения родителей, касающиеся контроля:
Заблуждение1: Вероятно, я слишком авторитарен, потому что эта идея о „родительской силе" апеллирует ко мне. А это нехорошо. Если такая мысль крутится в вашей голове, то вы находитесь в постоянном конфликте с пугающим представлением о том, что если вам случайно захочется послушных детей, то, значит, вы относитесь к тем, кого называют „авторитарной личностью" — такому типу человека, который хочет господствовать над другими. Но между использованием соответствующих способов контроля, если вы хотите, чтобы ваши дети как следует вели себя, и нахождением в положении контролирующего родителя, не выносящего, когда кто-то из детей время от времени думает за себя, существует огромная разница. Правда, люди, чувствующие себя неловко до тех пор, пока они не смогут управлять всем, — это тираны. Но те, кто хочет испробовать разумный контроль за своими детьми, — это мудрые родители. Во-вторых, у отца или матери, желающих управлять, для того чтобы чувствовать себя компетентными, нет права использовать детей для подпорки слабого самомнения. Но существует иная основа для дисциплинирования детей: любовь. Настоящая родительская любовь должна быть точкой отсчета в любой эффективной программе воспитания. Желание руководить и воспитывать может возникнуть из искренней заботы о ребенке. Если вы действуете со страхом стать авторитарным, замените это мучающее вас заблуждение истиной: Для меня является совершенно нормальным желание контролировать своих детей, потому что существует огромная разница между желанием иметь хорошо ведущих себя детей и потребностью господствовать над ними!
Заблуждение 2: У детей есть все права, данные взрослым, по крайней мере я об этом слышу. Вероятно, вы знакомы с теориями, вынесенными на обсуждение так называемым движением „прав детей" Если эти радикальные идеи верны, вам не следует дисциплинировать своих детей настолько, насколько вы не должны вмешиваться в частную жизнь своих соседей. Что же тогда, если вы серьезно думаете об урегулировании поведения своих юнцов?
нас нами же. Вот некоторые знакомые заблуждения родителей, касающиеся контроля:
Заблуждение1: Вероятно, я слишком авторитарен, потому что эта идея о „родительской силе" апеллирует ко мне. А это нехорошо. Если такая мысль крутится в вашей голове, то вы находитесь в постоянном конфликте с пугающим представлением о том, что если вам случайно захочется послушных детей, то, значит, вы относитесь к тем, кого называют „авторитарной личностью" — такому типу человека, который хочет господствовать над другими. Но между использованием соответствующих способов контроля, если вы хотите, чтобы ваши дети как следует вели себя, и нахождением в положении контролирующего родителя, не выносящего, когда кто-то из детей время от времени думает за себя, существует огромная разница. Правда, люди, чувствующие себя неловко до тех пор, пока они не смогут управлять всем, — это тираны. Но те, кто хочет испробовать разумный контроль за своими детьми, — это мудрые родители. Во-вторых, у отца или матери, желающих управлять, для того чтобы чувствовать себя компетентными, нет права использовать детей для подпорки слабого самомнения. Но существует иная основа для дисциплинирования детей: любовь. Настоящая родительская любовь должна быть точкой отсчета в любой эффективной программе воспитания. Желание руководить и воспитывать может возникнуть из искренней заботы о ребенке. Если вы действуете со страхом стать авторитарным, замените это мучающее вас заблуждение истиной: Для меня является совершенно нормальным желание контролировать своих детей, потому что существует огромная разница между желанием иметь хорошо ведущих себя детей и потребностью господствовать над ними!
Заблуждение 2: У детей есть все права, данные взрослым, по крайней мере я об этом слышу. Вероятно, вы знакомы с теориями, вынесенными на обсуждение так называемым движением „прав детей" Если эти радикальные идеи верны, вам не следует дисциплинировать своих детей настолько, насколько вы не должны вмешиваться в частную жизнь своих соседей. Что же тогда, если вы серьезно думаете об урегулировании поведения своих юнцов?
Ужасна ли власть?
Как результат злоупотребления властью даже разумное использование любящей силы может показаться подозрительным. Поэтому некоторые специалисты в детской психологии советуют родителям отказаться от любых методов контроля за поведением своих детей. Довольно громким событием, к примеру, было появление на телевидении психолога Джойс Брадерс. Она дает совет в начале отпускного сезона по поводу того, как путешествовать с детьми на машине. Она предложила взять кучу разного материала, чтобы поддерживать интерес детей, и призвала едущего с ними родителя самому развлекать их. Это был полезный и интересный совет, но мы заметили, что Брадерс не упоминала о возможности того, что родители просто могут сказать: „Пожалуйста, сядьте на свое место и помолчите немного". Отличительной чертой многих современных книг, касающихся проблем детей, является уход в сторону от авторитарного вмешательства. Похоже, что писателей беспокоит использование разумной родительской власти. Вместо применения этой власти и ожидания послушания, родителей призывают развлекать, поддерживать интерес, понимать детей и даже советоваться с ними. Популярный автор Вики Лэнски дает родителям совет по поводу неприятной привычки ребенка кусаться: „Предложите альтернативное поведение, такое, как кусание чучела животного", — посоветовала она одной обеспокоенной матери. Что можно сказать против такого совета? Хотя нам интересно, действительно ли Лэнски испробовала его и убедилась ли в его эффективности? Однако даже если он „работает" (в чем мы сомневаемся), никакое количество таких альтернативных предложений не может научить детей тому, что кусать другого человека неприемлемо. Подобный совет дает и британский психолог Пенелопа Лич: „Дети не могут контролировать себя, когда у них вспышка раздражения. Вероятно, ваш сын не услышит вас в таком состоянии, поэтому не беспокойте его своими претензиями". Но это спорно — что дети абсолютно не способны управлять собой во время вспышек раздражения. Создается впечатление, что вы не можете или не должны делать ничего, что приведет к вмешательству в это состояние ребенка. И это совершенно неправильное впечатление. Вы можете научить своих детей не испытывать вспышек раздражения, и позже мы обсудим, как это делать. Родители, бабушки и дедушки! Как советчики мы отказываемся поддерживать теории сторонников „прав детей" просто потому, что это
писк времени. Вместо этого мы твердо стоим на обучении детей тому, что правильно и что неправильно. Для родителей дисциплинирование и контроль своих детей является моральным правом. Настаивание на том, чтобы дети слушались, даже если они не хотят этого, не является оскорбительным.Нам надо быстро добавить следующее предупреждение. Мы не верим, что для родителя возможность оскорбить своих детей, жестоко их побить, чтобы доказать свою силу, обычай грубо обращаться с другими являются правильными. Но такие злоупотребления родительской властью не дают повода другим родителям сложить свои полномочия и действовать так, будто их дети — основная часть демократии. Дети недостаточно развиты, наивны, они не мудрецы с врожденным знанием того, что такоехорошо и что такое плохо, правильно и неправильно. Они не делают автоматически правильных выводов о том, что для них полезно или что им следует делать. Бог совершенно верно дал им родителей, потому что им необходимо руководство и надзор в процессе взросления. Их права включают в себя и право быть наученными дисциплине, самоконтролю и мудрости. Столкнувшись с проблемами детских прав и привилегий, скажите себе: У детей действительно есть права, но они не идентичны правам взрослых. К примеру, у них есть право на родительское руководство, дисциплину и мудрость, а не право самим все решать.
Заблуждение 3: Если я хочу управлять поведением моих детей, значит, я на самом деле не люблю их. Достаточно любви. Дайте своим малышам любовь, и им не понадобятся ни ограничения, ни дисциплина. Об этом пишут даже некоторые христианские специалисты. Когда люди говорят: „Для детей достаточно любви", то может показаться, что они более заботливые, нежели человек, говорящий: „Я люблю своих детей, но также я хочу, чтобы они слушались меня и делали то, что правильно"! Некоторые действительно верят, что любить детей означает отдать им свои чувства и привилегии и ожидать малого в том, что касается должного поведения. На самом ли деле это высшая нравственная основа для родителей — нежная любовь и больше ничего? Пэтти прочитала в книге, что наказание и сильная дисциплина противопоставлены любви. Она стала всем говорить: „Я не собираюсь использовать ничего, кроме любви, для воспитания своего ребенка. Я не буду применять дисциплину или наказание любого рода. Лучше любовь. Это истинный духовный и просвещенный способ". Есть ли противоречие между любовью и дисциплиной, любовью и наказанием? Совсем нет! Действительно, любовь может быть нежной, ласковой, успокаивающей. Но также она может быть жесткой, твердой и решительной — даже наказывающей, если необходимо. Любовь может причинить боль возлюбленному, если это надо для его же блага. Вспомните, как временами Бог совершенно верно дисциплинирует нас, потому что Он любит Своих детей. Или подумайте о болезненных швах, которыми врач закрывает открытую рану. Необходимо видеть важное отличие мягкотелости от любви. Для большей убедительности давайте повнимательнее посмотрим на семью. Божий распорядок для семьи человека никогда не отменялся. Согласно ему, каждое человеческое существо появляется на свет беспомощным младенцем, живущим с отцом и матерью. Идея состоит в том, что семья должна состоять из зрелых, любящих людей, которые будут заботиться о ребенке, любить и учить его правильному способу жизни. В нормальной человеческой семье отношения между родителями и детьми определяются любовью, добротой, обеспечением и заботой со стороны родителей, а со стороны детей — почитанием, послушанием и любовью к своим родителям. Это так называемое ядро семьи в течение долгого времени показало себя наиболее удовлетворительным механизмом для передачи духовных и нравственных истин, ценностей и правильного поведения детям. Это произойдет, если родители будут настаивать на нормах поведения и развитии соответствующих привычек. Вот какую истину о любви и дисциплине скажите себе: Любовь — не всегда уступки и застенчивость; если я на самом деле люблю своих детей, то у меня хватит храбрости сделать ограничения и ожидать правильного поведения, даже когда им это не нравится.
Заблуждение 4: Предполагается, что я просто кормлю, одеваю и даю кров своим детям, смотрю, чтобы они получали все возможные блага, а затем не стою на их пути. Так родители очень легко могут испортить своих детей! Популярна точка зрения на родителей как на старомодных отсталых людей, подобных печально знаменитым Папе и Маме из телевизионной комедии, чей уровень здравого смысла трогательно сравнивается с таковым у их „современных" подростков. Очевидно, авторы считают отцов и матерей безнадежно ошарашенными безгранично высокой мудростью своих детей. Часто кинофильмы соглашаются с таким отношением к современным родителям. В превосходном кинохите „Один дома" ошелом-ленные родители восьмилетнего ребенка изображены такими смутившимися, что они неумышленно уехали во Францию без него, оставив мальчика самого со всем управляться. Основополагающая догма, выдвинутая светскими мыслителями и, похоже, принятая многими психологами и терапевтами, позволяет сделать такое предположение: человеческая природа хороша, и если ребенок ведет себя плохо, то общество послужило причиной такому отклонению. Большинству детей от своих родителей надо удовлетворения своих физических и эмоциональных потребностей. Родители могут почувствовать, что после того, как они дают, дают и дают, им надо отойти, чтобы „добродетель" ребенка свободно проявилась. Давайте восстановим истину о родительском звании. Большинство родителей — это некто иные, как кретины, упрямо стоящие на своем. Здравый смысл христиан всегда находился в согласии с Писанием: родители должны быть представителями Бога перед своими детьми, назначенными Им Самим для руководства, поддержки и заботы о своих отпрысках вместо Него. Мы предназначены для того, чтобы любить, обеспечивать, учить и формировать отношение и поведение своих детей. Но главная предпосылка на самом деле исходит из Божего Слова. Все, чему учит Ветхий Завет касательно родительства, — это мощная составляющая, которая в действительности укрепляет дисциплинирующих родителей твердым достоинством и уважением. Посмотрите внимательно на это детальное указание Бога, призывающее нас, родителей, как учить своих отпрысков: „И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая... И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам" (Вт. 6:6, 7, 25). Версия Короля Иакова гласит, что мы должны учить своих детей „прилежно". Если вас интересует, дает ли такой совет хорошие результаты, то вспомните твердость и прочную силу еврейской семейной жизни и то, что еврейская культура сохранила ее замечательную сплоченность и индивидуальность на протяжении трех тысячелетий, несмотря на все, что выстрадал этот народ. Таким образом в вашем сердце должна осесть следующая истина: Бог дал мне ответственность, обязанность и власть, чтобы дисциплинировать и воспитать своих детей. Он знает, что мое желание хорошего поведения не причинит им вреда. Напротив, воспитание в послушании и уважении к старшим создает детей, которые достигнут большего в своих возможностях и переживут все напасти.
писк времени. Вместо этого мы твердо стоим на обучении детей тому, что правильно и что неправильно. Для родителей дисциплинирование и контроль своих детей является моральным правом. Настаивание на том, чтобы дети слушались, даже если они не хотят этого, не является оскорбительным.Нам надо быстро добавить следующее предупреждение. Мы не верим, что для родителя возможность оскорбить своих детей, жестоко их побить, чтобы доказать свою силу, обычай грубо обращаться с другими являются правильными. Но такие злоупотребления родительской властью не дают повода другим родителям сложить свои полномочия и действовать так, будто их дети — основная часть демократии. Дети недостаточно развиты, наивны, они не мудрецы с врожденным знанием того, что такоехорошо и что такое плохо, правильно и неправильно. Они не делают автоматически правильных выводов о том, что для них полезно или что им следует делать. Бог совершенно верно дал им родителей, потому что им необходимо руководство и надзор в процессе взросления. Их права включают в себя и право быть наученными дисциплине, самоконтролю и мудрости. Столкнувшись с проблемами детских прав и привилегий, скажите себе: У детей действительно есть права, но они не идентичны правам взрослых. К примеру, у них есть право на родительское руководство, дисциплину и мудрость, а не право самим все решать.
Заблуждение 3: Если я хочу управлять поведением моих детей, значит, я на самом деле не люблю их. Достаточно любви. Дайте своим малышам любовь, и им не понадобятся ни ограничения, ни дисциплина. Об этом пишут даже некоторые христианские специалисты. Когда люди говорят: „Для детей достаточно любви", то может показаться, что они более заботливые, нежели человек, говорящий: „Я люблю своих детей, но также я хочу, чтобы они слушались меня и делали то, что правильно"! Некоторые действительно верят, что любить детей означает отдать им свои чувства и привилегии и ожидать малого в том, что касается должного поведения. На самом ли деле это высшая нравственная основа для родителей — нежная любовь и больше ничего? Пэтти прочитала в книге, что наказание и сильная дисциплина противопоставлены любви. Она стала всем говорить: „Я не собираюсь использовать ничего, кроме любви, для воспитания своего ребенка. Я не буду применять дисциплину или наказание любого рода. Лучше любовь. Это истинный духовный и просвещенный способ". Есть ли противоречие между любовью и дисциплиной, любовью и наказанием? Совсем нет! Действительно, любовь может быть нежной, ласковой, успокаивающей. Но также она может быть жесткой, твердой и решительной — даже наказывающей, если необходимо. Любовь может причинить боль возлюбленному, если это надо для его же блага. Вспомните, как временами Бог совершенно верно дисциплинирует нас, потому что Он любит Своих детей. Или подумайте о болезненных швах, которыми врач закрывает открытую рану. Необходимо видеть важное отличие мягкотелости от любви. Для большей убедительности давайте повнимательнее посмотрим на семью. Божий распорядок для семьи человека никогда не отменялся. Согласно ему, каждое человеческое существо появляется на свет беспомощным младенцем, живущим с отцом и матерью. Идея состоит в том, что семья должна состоять из зрелых, любящих людей, которые будут заботиться о ребенке, любить и учить его правильному способу жизни. В нормальной человеческой семье отношения между родителями и детьми определяются любовью, добротой, обеспечением и заботой со стороны родителей, а со стороны детей — почитанием, послушанием и любовью к своим родителям. Это так называемое ядро семьи в течение долгого времени показало себя наиболее удовлетворительным механизмом для передачи духовных и нравственных истин, ценностей и правильного поведения детям. Это произойдет, если родители будут настаивать на нормах поведения и развитии соответствующих привычек. Вот какую истину о любви и дисциплине скажите себе: Любовь — не всегда уступки и застенчивость; если я на самом деле люблю своих детей, то у меня хватит храбрости сделать ограничения и ожидать правильного поведения, даже когда им это не нравится.
Заблуждение 4: Предполагается, что я просто кормлю, одеваю и даю кров своим детям, смотрю, чтобы они получали все возможные блага, а затем не стою на их пути. Так родители очень легко могут испортить своих детей! Популярна точка зрения на родителей как на старомодных отсталых людей, подобных печально знаменитым Папе и Маме из телевизионной комедии, чей уровень здравого смысла трогательно сравнивается с таковым у их „современных" подростков. Очевидно, авторы считают отцов и матерей безнадежно ошарашенными безгранично высокой мудростью своих детей. Часто кинофильмы соглашаются с таким отношением к современным родителям. В превосходном кинохите „Один дома" ошелом-ленные родители восьмилетнего ребенка изображены такими смутившимися, что они неумышленно уехали во Францию без него, оставив мальчика самого со всем управляться. Основополагающая догма, выдвинутая светскими мыслителями и, похоже, принятая многими психологами и терапевтами, позволяет сделать такое предположение: человеческая природа хороша, и если ребенок ведет себя плохо, то общество послужило причиной такому отклонению. Большинству детей от своих родителей надо удовлетворения своих физических и эмоциональных потребностей. Родители могут почувствовать, что после того, как они дают, дают и дают, им надо отойти, чтобы „добродетель" ребенка свободно проявилась. Давайте восстановим истину о родительском звании. Большинство родителей — это некто иные, как кретины, упрямо стоящие на своем. Здравый смысл христиан всегда находился в согласии с Писанием: родители должны быть представителями Бога перед своими детьми, назначенными Им Самим для руководства, поддержки и заботы о своих отпрысках вместо Него. Мы предназначены для того, чтобы любить, обеспечивать, учить и формировать отношение и поведение своих детей. Но главная предпосылка на самом деле исходит из Божего Слова. Все, чему учит Ветхий Завет касательно родительства, — это мощная составляющая, которая в действительности укрепляет дисциплинирующих родителей твердым достоинством и уважением. Посмотрите внимательно на это детальное указание Бога, призывающее нас, родителей, как учить своих отпрысков: „И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая... И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам" (Вт. 6:6, 7, 25). Версия Короля Иакова гласит, что мы должны учить своих детей „прилежно". Если вас интересует, дает ли такой совет хорошие результаты, то вспомните твердость и прочную силу еврейской семейной жизни и то, что еврейская культура сохранила ее замечательную сплоченность и индивидуальность на протяжении трех тысячелетий, несмотря на все, что выстрадал этот народ. Таким образом в вашем сердце должна осесть следующая истина: Бог дал мне ответственность, обязанность и власть, чтобы дисциплинировать и воспитать своих детей. Он знает, что мое желание хорошего поведения не причинит им вреда. Напротив, воспитание в послушании и уважении к старшим создает детей, которые достигнут большего в своих возможностях и переживут все напасти.
Заблуждение 5: Разве идея о том, что дети должны слушаться своих родителей, а родители должны воспитывать и дисциплинировать своих отпрысков, не идея Ветхого Завета? Разве не устарела она для христиан, живущих при Новом Завете прощения? Не должен ли я забыть ее и руководствоваться мыслями психологов? Говорил ли кто-нибудь вам о том, что учения Ветхого Завета о воспитании детей так устарели, что не имеют значения? Предположения, подобные этому, разрушительны для нравственной и духовной жизни и в действительности могут частично соотноситься с текущей эпидемией беззакония в западном мире. Да, верно, что христиане живут под Новым Заветом прощения, а не под законом. Но не учит ли и Новый Завет родителей-христиан тому, что своих детей следует воспитывать в послушании и нравственности? Более определенно: „Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать"... „И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:1, 2, 4). Таким образом молодые родители могут быть уверены, что Бог на-
значил их, а не „специалистов", не докторов, не правительство, не учителей для подготовки к жизни в обществе и обучения своих детей. Истина заключается в следующем: Новый Завет учит тем же истинам о семье, что и Ветхий Завет. Нигде он не отменяет Божьих заповедей касательно отношений между родителями и детьми.
значил их, а не „специалистов", не докторов, не правительство, не учителей для подготовки к жизни в обществе и обучения своих детей. Истина заключается в следующем: Новый Завет учит тем же истинам о семье, что и Ветхий Завет. Нигде он не отменяет Божьих заповедей касательно отношений между родителями и детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий